Что такое платежный агент организации. Кто такой платежный агент? Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Деятельность по приему от плательщика-физических лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком и ответственность за несоблюдение данного порядка.

Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ (далее - Закон №103-ФЗ) установлены специальные требования приема денежных средств от физических лиц в пользу третьих лиц по оплате товаров (работ, услуг). Так, статьей 4 Закона №103-ФЗ предусмотрен специальный порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Следует отметить, что постановлением Правительства от 15.11.2010 г. №920 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц:

  • прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени;
  • прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
  • прием ставок для участия в азартных играх.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона №103-ФЗ оператор по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Если платежи принимаются оператором по приему платежей наличными от физических лиц в кассу, то оператор по приему платежей обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (п. 15 ст. 4 Закона №103-ФЗ).

Нарушение операторам по приему платежей обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов влекут административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету оператора по приему платежей могут осуществляться следующие операции:

  • зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • списание денежных средств на специальный банковский счет оператора по приему платежей или поставщика;

Осуществление других операций по специальному банковскому счету оператора по приему платежей не допускается.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона №103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые оператором по приему платежей в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Осуществление поставщиком расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Закона №103-ФЗ и влечет для поставщика ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

  • зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Напомним, что в феврале 2016 года Минфин России опубликовал письмо от 05.02.2016 №05-06-05/1/5921 в котором еще раз напомнил поставщикам и оператором по приему платежей, что в соответствии с частями 1, 4, 14 статьи Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей на основании заключенного с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

При приеме платежей платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета). По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на банковские счета.

При применении специального счета у платежных агентов, часто возникают следующие вопросы:

Вопрос №1. Возможно ли списание денежных средств со специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента) на счета по вкладам (депозитам)?

Ответ: Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлен режим специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности списания денежных средств со специального банковского счета на счета, не являющиеся банковскими счетами (в том числе счета по вкладам (депозитам)).

Вопрос №2. Возможно ли использование поставщиком нескольких специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежными агентами?

Ответ: Частью 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. При этом Федеральный закон №103-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении количества платежных агентов, как и не устанавливает ограничений в отношении количества специальных банковских счетов.

Вопрос №3. Разрешает ли Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" юридическому лицу, выполняющему функции оператора по приему платежей, привлекать в качестве платежных субагентов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих статус нерезидентов?

В рамках деятельности по приему платежей физических лиц юридические лица - нерезиденты будут осуществлять прием наличных денежных средств в иностранной валюте посредством принадлежащих им платежных терминалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиками товаров (работ, услуг), являющимися резидентами Российской Федерации, а также осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в валюте Российской Федерации с использованием конверсионных счетов.

Ответ: Федеральный закон №103-ФЗ непосредственно не указывает на возможность осуществления деятельности платежного субагента юридическими лицами, созданными исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами и нерезидентами (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте) осуществляются без ограничений.

Вместе с тем при привлечении юридического лица - нерезидента для осуществления деятельности платежного субагента необходимо принимать во внимание, что в соответствии с ч. 14 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, связанных с приемом платежей физических лиц.

При этом частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлен режим специального банковского счета платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности зачисления денежных средств на специальный банковский счет со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами (в том числе конверсионных счетов). Аналогичная позиция сформулирована Банком России в письме от 12.04.2013 №14-27/406.

Рассмотрим, отдельные виды деятельности в которыхприменяется Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Прием платежей по продаже пассажирских билетов и провозу багажа

Прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельностью, регулируемой Федеральным законом №103-ФЗ от 03.06.2009 г. "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 05.06.2013 №АС-4-2/10250.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.02.2013 №ВАС-17076/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Красноярского края о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Федерального закона №103-ФЗ.

Так, из материалов дела следует, что организация принимала платежи физических лиц по продаже пассажирских билетов и по провозу багажа на рейсы, осуществляемые индивидуальным предпринимателем по междугородным перевозкам, во исполнение агентского договора.

Полученную выручку от продажи пассажирских билетов и багажа за минусом суммы вознаграждения организация передавала индивидуальному предпринимателю по расходному кассовому ордеру, минуя специальный банковский счет.

Организация, оспаривая постановление налогового органа по делу об административном правонарушении, указала, что квалификация организации, действующей на основании агентского договора и реализующей билеты на междугородние перевозки за счет принципала, в качестве платежного агента, подпадающего под действие Федерального закона №103-ФЗ, является необоснованной.

Суд рассмотрел указанный довод и отклонил его в силу следующего. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что организация на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение индивидуального предпринимателя, следовательно, его деятельность регулируется в том числе нормами Федерального закона №103-ФЗ.

Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 23.11.2012 №ВАС-15161/12 поддержал позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, выраженную в постановлении от 03.08.2012 №Ф09-6778/12, которым кассационная жалоба организации оставлена без удовлетворения.

Прием платежей управляющей компанией в пользу членов и председателя совета многоквартирного дома

Федеральным законом от 29.06.2015 г. №176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ введена часть 8.1, которая установила право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

В письме России от 29.09.2015 №32395-ОГ/04 Минстрой разъясняет, что на практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (пп. 3.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения. Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

  • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
  • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения. При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье "Вознаграждение председателю совета МКД" при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации.

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Дополнительные требования к оператору по приему платежей в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон №115-ФЗ) операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются обязанности предусмотренные статье 7 указанного закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №130-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее - Положение №58)

В соответствии с пунктом 3 Положения №58 постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Кроме этого, операторы по приему платежей в соответствии со статьей 7 Закона №115-ФЗ обязаны выполнять следующие обязанности:

  1. разработать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  2. директор организации, бухгалтер (при наличии), юрист (при наличии) обязаны пройти целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ (п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203);
  3. назначить специального должностного лица в целях ПОД/ФТ (абз. 1 п. 2 ст.7 Закона №115-ФЗ);
  4. зарегистрироваться в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга;
  5. не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди поставщиков, плательщиков, платежных субагентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  6. проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  7. вести мониторинг операций поставщиков, плательщиков, платежных субагентов в целях выявления операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций (ст. 6 Закона №115-ФЗ);
  8. и другие обязанности предусмотренные Законом №115-ФЗ и нормативными актами в сфере ПОД/ФТ.

За неисполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена административная ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях (см. таблицу №1). Указанные правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 КоАП РФ носят длящийся характер, так как обязанность организаций выполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не исчезает после истечения срока ее выполнения.

Контроль операций операторов по приему платежей и поставщиков кредитными организациями.

Кроме вышесказанного, также обращаем Ваше внимание, что в апреле 2015 года Банк России на своем официальном сайте опубликовал документ под названием «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР. В данном документе Банк России сообщает, что «на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона от 3 июня 2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103-ФЗ). Далее ЦБ РФ приводит примеры того, как платежные агенты и поставщики нарушают требования Закона №103-ФЗ. Так, платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей. В свою очередь, поставщики при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. На основании вышесказанного, Банк России приходит к выводу, что действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов и отмывание доходов, полученных преступным путем. В целях недопущения вовлечения кредитных организаций в сомнительные операции платежных агентов Банк России предлагает банкам и небанковским кредитным организациям целый комплекс контрольных мероприятий.

Руководствуясь данным документов кредитные организации, в первую очередь, обязаны вести тщательный мониторинг операций операторов по приему платежей и поставщиков по банковскому счету.

В приложении к настоящему письму прилагается текст Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР.

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
  2. Постановление Правительства РФ от 15.11.2010 №920 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц"
  3. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/49@ "Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов"
  4. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/48@ "Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
  5. Письмо ФНС России от 11.07.2013 №АС-4-2/12445@ "О применении платежными агентами контрольно-кассовой техники"

Если у Вас возникли вопросы пишите нам на наш электронный адрес info@сайт мы ответим на Ваши.

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Кто из посредников - платежный агент, а кто - нет

Благодарим за предложенную тему статьи А.П. Козлову, главного бухгалтера ООО «Траст Групп», г. Москва.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщика мч. 14, 15 , 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закон ач. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения дене гч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , заводить вторую кассовую книг уп. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П , применять ККТ даже при вмененк еч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона № 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуг ич. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агенто вч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредник ач. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги)ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • <или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • <или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг)п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Мнение читателя

“ Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения. Оказалось, что одно из условий транспортной компании - это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агенто м” .

Павел,
юрист, г. Екатеринбург

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самим ич. 1 ст. 1005 , ч. 1 ст. 990 ГК РФ . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщико мч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • <или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;
  • <или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:
  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчето вч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

С 1 января 2012 года деятельность по приему наличных платежей физических лиц подлежит особому контролю. В настоящей статье Вы узнаете, кто такие платежные агенты, какие к ним предъявляются требования и какие штрафные санкции вменяются за нарушение таких требований.

Сфера применения Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон № 103-ФЗ) - деятельность по приему платежей физических лиц. Критерии деятельности по приему платежей физических лиц поименованы в п. 1 ст. 3 Закона №103-ФЗ:

  • прием денежных средств от плательщика - физического лица
  • наличие у плательщика денежных обязательств перед поставщиком
  • целевой характер платежа (он направлен на исполнение обязательств плательщика перед поставщиком)

Таким образом, согласно Закону платежным агентом выступает любое юридическое лицо (кроме банка), а также любой индивидуальный предприниматель, которые принимают наличные денежные средства от физических лиц (плательщиков) в погашение имеющихся у последних обязательств перед поставщиками товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

Платежный агент обязан

1. Заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор о приеме платежей от физических лиц и выдать любое обеспечение исполнения своих обязательство по договору (п. п. 1, 4, 11 ст. 4 Закона №103-ФЗ);

2. До начала приема платежей встать на учет в Росфинмониторинг (п. 5 ст. 4 Закона №103-ФЗ);

3. Разработать и согласовать в Росфинмониторинге правила внутреннего контроля (п. 5 ст. 4 Закона №103-ФЗ);

4. Проводить идентификацию физических лиц, если сумма платежа превышает 15000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона №103-ФЗ, п. 1.1 ст. 7 Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ);

5. Использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой (п. 12 ст. 4 Закона №103-ФЗ), а также соблюдать особые требования, предъявляемые к кассовому чеку (ст. 5 Закона №103-ФЗ);

6. Предоставить плательщикам определенную информацию, связанную с проведением платежей (п. 13 ст. 4 Закона №103-ФЗ);

7. Использовать для расчетов отдельный специальный банковский счет (счета) (п. 14 ст. 4 Закона №103-ФЗ). С вступлением в силу с 01.01.2012 г. Положения Центрального банка РФ "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12.10.2011 №373-П (далее - Положение №373-П) введены особые требования к платежным агентам:

8. Платежный агент обязан вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным в рамках деятельности по приему платежей физических лиц (абз. 2 п. 5.1. Положения №373-П);

9. Платежный агент обязан формировать отдельные приходно-кассовые ордера на средства, полученные в рамках деятельности по приему платежей физических лиц (абз. 2 п. 3.3. Положения №373-П);

10. Деньги, полученные платежным агентом в рамках осуществляемой деятельности по приему платежей физических лиц, не учитываются при расчете лимита кассы (абз. 2 п. 1.3. Положения №373-П).

Санкции за нарушение требований

Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) предусматривает некоторые санкции за несоблюдение поименованных выше требований.

Например, за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в Росфинмониторинг и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в Росфинмониторинг - штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.27 КоАП).

За неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля - предупреждение или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.27 КоАП).

За неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ или применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям – предупреждение или наложения административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП).

За нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - штраф на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей (п. 2 ст. 15.1 КоАП).

На заметку

К платежным агентам относятся не только организации, непосредственно занимающиеся принятием и переводом наличных денежных средств населения поставщикам товаров (работ, услуг), но и другие лица. В частности, это Агенты, которые согласно заключенным с Принципалами агентским договорам участвуют в расчетах и принимают наличные денежные средства от физических лиц - плательщиков Принципала в свою кассу.

Определение платежных агентов дано в Законе о платежных агентах.

В соответствии со ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств , направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с Законом о платежных агентах платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент - только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).

Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.

1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков - физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.

Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий.

2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо- легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.

  • 3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком. По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
    • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
    • в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика 1 ;
    • г) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету

платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.

Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.

  • 4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех-
  • 1 Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции: а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; б) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.

ники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

  • 5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
    • а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени);
    • б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
    • в) ставки для участия в азартных играх.
  • 6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.

В силу ч. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями сг. 14 Закона о НГ1С.

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Смысл деятельности банковского платежного агента - выполнение от имени кредитной организации трех функций:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования;
  • в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.

Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты - индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации. Функции банковского платежного субагента следующие:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.

Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции:

  • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
  • в) перечисление денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо перечисленных, но специальному банковскому счету платежного агента (субагента) не допускается.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты вправе использовать в своей деятельности платежные терминалы и банкоматы, соответствующие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ .

Таким образом, основное отличие между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом состоит в том, что банковский платежный агент взаимодействует напрямую с кредитной организацией, а банковский платежный субагент - только с банковским платежным агентом. Второе важное отличие - ограниченный функционал банковских платежных субагентов: они могут осуществлять только те операции, которые согласно Закону о противодействии отмыванию доходов не требуют идентификации физического лица.

  • Такая формулировка исключает прием платежным агентом в пользу поставщика безналичных платежей, например, с использованием банковских платежных карт. Прием подобных платежей не разрешен и банковским платежным агентам.
  • Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе за жилое помещениеи коммунальные услуги), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими соответствующих функций.
  • Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику - физическому лицу, установлены ст. 5 Закона о платежных агентах.
  • Специальные требования к выдаваемым ими кассовым чекам установлены ч. 10-13ст. 14 Закона о IIПС.