Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Индивидуальная рабочая программа по постановке звука на логопедических занятиях Индивидуальный план занятий по постановке звуков

Предлагаю свой вариант планирования индивидуальной работы на логопункте ДОУ. План составлен с учетом основных этапов работы по коррекции звукопроизношения. Является приложением к речевой карте. Заполнение занимает очень мало времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Подготовительный этап

  1. карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. «Ёжик».
  3. «Поменяй голос» и т.д.
  4. язычок».
  5. «Маляр».
  1. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
  2. Дифференциация звуков____________________________________________
  3. Работа над развитием речи
  1. Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать связную речь.

Результат коррекционной работы ____________________________________________________________

Индивидуальный план коррекционной работы

с _______________________________________________________

на __ полугодие 20___- 20____уч.г.

Логопедический диагноз_______________________________

I. Подготовительный этап

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
  3. Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
  4. Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко - низко», «Громко - тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
  5. Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
  6. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка - Трубочка».
  7. Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик - Хоботок».
  8. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
  9. Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
  10. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
  11. Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
  12. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
  13. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

II .Постановка звуков __________________________________________________________________

Вариант 1.

1. Совершенствование мелкой моторики

  • Запомнить названия пальцев рук
  • Освоить различные движения пальцами рук
  • Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
  • Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
  • Угадывание предмета по загадке-описанию
  • Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
  • «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
3. Формирование и совершенствование фонематического слуха (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)
  • Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
  • Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
  • Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
  • Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
  • Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
  • Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки - трудноговорки
  • Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
  • Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
4. Освоение звукового анализа и синтеза слов
5. Обогащение словарного запаса
  • Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
  • Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
6. Уточнение составляющих грамматического строя
  • Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
7. Совершенствование связной речи
  • Описание картинки
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин
  • Пересказ текста
8. Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики
  • Освоение основных упражнений
  • Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
9. Постановка нарушенных звуков
  • Объяснение артикуляции звука
  • Показ артикуляции звука
  • Постановка по подражанию
  • Постановка при помощи зондов
10. Автоматизация поставленных звуков
  • Изолированно
  • В слогах (прямых, обратных, стечениях)
  • В словах
  • В словосочетаниях
  • В предложениях, скороговорках
  • В стихотворных текстах
  • В спонтанной речи
11. Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками
Вариант 2

ФИО ребенка

1. Фонетическая сторона речи.

  • работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
  • Работа над силой голоса.
2. Лекскика.
  • Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
  • Уточнение названий геометрических форм.
  • Уточнение названий цветов и оттенков.
  • Расширение предикативного словаря.
  • Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
3. Грамматический строй речи.
  • Образование глаголов – антонимов.
  • Образование притяжательных прилагательных.
  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
  • Работа над согласованием существительных с прилагательными.
  • Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
  • Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
  • Образование относительных прилагательных.
  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
  • Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
4. Фонематическая сторона речи.
  • дифференциация звуков по глухости-звонкости
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
  • Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
  • Выделение согласных звуков среди ряда согласных
  • Выделение первого ударного гласного в слове.
  • Выделение первого согласного в сильной позиции.
  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
5. Связная речь.
  • Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
  • Составление рассказа по сюжетной картинке.
  • Составление рассказа на материале собственного опыта.
  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
  • Пересказ сказок и простых текстов
  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
6. Развитие ВПФ и моторики.
  • развитие произвольного запоминания
  • увеличение объема слухоречевой памяти
  • развитие всех видов восприятия
  • развитие слухового внимания
  • развитие мелкой и мимической моторики
  • развитие кинестетическое восприятия
  • развитие пространственных представлений
  • развитие воображения
  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности
  • развитие логического мышления

Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________

1. Формирование правильного звукопроизношения.

  • Логопедический массаж;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • постановка и коррекция звуков:
  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________
  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
  • словообразование;
  • словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  • расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  • формировать умение составлять пересказ;
  • формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Наталья Андреянова
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :

Артикуляционная гимнастика. Цель которой - выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания. Цель : выработать правильное речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Пальчиковая гимнастика – улучшение координации пальцев рук.

Слоговая структура слова.

Развитие фонематического восприятия (1-й год обуч.) и подготовка к грамоте (2-й год обучения) – уточнение и закрепление материала с которым ребенок не справился на фронтальном занятии.

Закрепление словообразования.

Работа над связной речью .

Упражнения на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) или ориентировки в пространстве.

Планы индивидуальных занятий строятся на основании индивидуального образовательного маршрута.

Планирование индивидуального занятия строится в виде таблицы.

Примерное планирование индивидуального занятия .

2-й год обучения.

Октябрь. Тема «Овощи» , 2-я неделя.

Направления работы Октябрь , 2 неделя

Артикуляционная

Гимнастика Для свистящих звуков – отработка четкости артикуляционных движений

Звукопроизношение Лабиринт № 3

Пальчиковая гимнастика «Созрели овощи» , 94

Развитие дыхания «Большая тыква»

Слоговая структура

Слова «Один – пять» , 79

Грамота Д/И «Лунтик» (дифференц. зв.

[с] -[с"] Составление схем слов ГУСЬ, СЫР

Словообразование № 4 стр. 5 № 7 стр. 7 № 9 стр. 9

Развитие связной речи № 2 стр. 3 № 14 стр. 13

ВПФ, простран. ориентации № 13 стр. 12 № 16 стр. 14

*логопед отмечает качество выполнения каждого занятия условным знаком

Планирование строится на следующем материале :

Артикуляция и постановка звука.

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учебно-метод. пособие/В. А. Акименко. – Изд. 2-е – Ростоа н/Д : Феникс, 2209. – 110 с.:илл.

2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.:илл.

Звукопроизношение.

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008. – 248с.: илл. ; 32с. вкл. цв.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей : комплект из четырех альбомов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 216 с.: ил.

3. Сорокина Н. А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков у детей и взрослых. - М.: В. Секачев, 2014. (2 альбома)

4. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь : Картотека для автоматизации звуков. – СПб.: КАРО, 2010. (на все группы звуков) .

5. Батяева С. В. Логопедические пазлы. – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» , 2012.

6. Комарова Л. А. Автоматизациязвука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (на все группы звуков) .

7. Фадеева Ю. А, Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

8. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей/ Т. А. Куликовская. – М.:: Издательство ГНОМ, 2012.

9. Трушина Л. П, Голомага Е. А., Дмитриева С. Г. Логопедические пазлы. – Издательство «Речь» . (на все звуки) .

Слоговая структура слова.

1. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2011.

Развитие речевого дыхания.

1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхыния детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. С. В. Леонова. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Пальчиковая гимнастика.

1. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр. - СПб.: КАРО, 2010.

2. Османова Г. А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику/ Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2013.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Авт. -сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2013.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Лексико-грамматические категории и связная речь.

1. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет – М.: АРКТИ. (на все лексические темы) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

Индивидуальный план по коррекции звукопроизношения представленный учителем - логопедом Булганиной Н.Н. является авторской разработкой. План позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постановку и коррекцию звуков индивидуально с каждым ребенком.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения»

Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения

Ф.И. учащегося

Холопова Эльвира, 1 класс

Логопедическое заключение:

Общее недоразвитие речи, дизартрия.

Индивидуальный план разработан на основе рабочей программы «Коррекция нарушения звукопроизношения учащихся 1 – 5 классов, имеющих ТНР» (60 часов)

Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно.

Наименование разделов (тем)

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Даты (отметки о выполнении)

Звук [Л]

Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

Самостоятельные упражнения

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способ образования звука [л]. Артикуляция. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

Формирование артикуляционной моторики, слухового

внимания и памяти

Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л]. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Постановка звука [л] автоматическим путём или по подражанию.

Формирование правильного произношения звука [л]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звука [л].

Постановка [л] и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звука /л/. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

Автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л]. Имитационные игры.

Автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука в слове с использованием моделей. Словоизменение, словообразование.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука л]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация его в закрытом слоге. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей слова.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в сочетании с согласными в слогах и словах.

Koppeкция звука, работа над точностью, чистотой, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата.

Звуковой анализ слогов и слов со стечение согласных.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в связной речи. Определение частотного звука и слов со звуком Л в тексте. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин.

Дифференциация звуков [л] – [р]

Дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение, получение слов заменой Р на Л, чистоговорки, загадки, стихи.

Дифференциация звуков [рь] – [ль] – [й] –[в]

Дифференциация звуков [рь ]- [ль] - [й] - [в ] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Повторение и верификация предложений. Загадки, чистоговорки.

Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи. Заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по серии картин.

Итоговое занятие

Звуки [С], [С ], [З], [З ], [Ц]

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способы образования звуков [с], [сь], [з] – [зь]. Профили, артикуляция.

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звуков [с], [з].

Постановка звуков [с], [з] с механической помощью или по подражанию.

Формирование правильного произношения звуков [с], [з]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [с],[з].

Постановка [с], [з] и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

Автоматизация в прямом слоге и в начале слова.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звука [с], [з]. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Чтение слогов с буквами С, З (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ) Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Автоматизация в закрытом слоге. Чтение слогов АС, ОС, УС, ИС, ЫС и др., сравнение с прямыми слогами.

Определение позиции звуков в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над

точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. Чистоговорки.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с], [з] и автоматизация в связной речи.

Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. Отработка правильного произношения в стихах.

Постановка или уточнение артикуляции звуков [сь], [зь]

Уточнение произнесения изолированных звуков /сь/, /зь/. Формирование правильного, четкого произнесения изолированных звуков и их автоматизация.

Дифференциация звуков [с] – [сь]

Дифференциация звуков [с] – [сь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов СЕ-СЭ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СИ-СЫ, СЯ-СА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах.

Дифференциация звуков [з] – [зь]

Дифференциация звуков [з] – [зь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов ЗЕ-ЗЭ, ЗЁ-ЗО, ЗЮ-ЗУ, ЗИ-ЗЫ, ЗЯ-ЗА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи (чистоговорки, загадки, считалки, стихи, тексты)

Постановка или уточнение артикуляции звука [ц]

Формирование правильной артикуляции звука [ц]. Автоматизация его в обратном слоге. Чтение слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЮЦ.

Автоматизация звука [ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в прямом слоге.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звука[ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в слоге со стечением согласных. Звуковой анализ слогов.

Автоматизация звука[ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [т’] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [с] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [з] – [с] –[ц] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями.

Итоговое занятие

Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков.

Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Формирование артикуляционной моторики

Подготовительные артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков [ш], [ж]. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

Формирование артикуляционной моторики.

Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [ш], [ж]. Развитие слухового внимания и памяти.

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способы образования звуков [ш], [ж]. Профили, артикуляция.

Выработка кинестетических ощущений.

Постановка звуков [ш], [ж] механическим способом или по подражанию.

Формирование правильного произношения звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [ш], [ж].

Постановка [ш], [ж]. и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов.

Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука [ш], в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация в закрытом слоге в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ слов. Словоизменение и словообразование. Уточнение словаря.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. и автоматизация в словосочетаниях и предложениях (повторение, составление по картинке, опорным словам, верификация). Чистоговорки, загадки. Полные ответы на вопросы.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в связной речи (стихи, загадки, тексты). Полные ответы на вопросы, пересказ, заучивание стихов.

Дифференциация звуков /ш/ - /ж/

Уточнение артикуляции звуков /ш/ - /ж/. Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение. Чистоговорки.

Дифференциация звуков [ш] – [ж]

Уточнение артикуляции звуков и дифференциация в предложениях, стихах, связной речи.

Постановка звука [щ] или уточнение артикуляции

Формирование правильной артикуляции звука [щ]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЩ, ОЩ, УЩ и др.

Автоматизация звука [щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ, ЩО, ЩЕ.

Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звука [щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словах разной слоговой структуры (словоизменение, словообразование, загадки, уточнение словаря)

Автоматизация звука[щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях (повторение, верификация, составление по картинкам)

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [щ] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [щ] – [ш] и автоматизация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи.

Постановка звука [ч] и первичная автоматизация

Формирование правильной артикуляции звука [ч]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЧ, УЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ

Автоматизация звука

Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ, ЧЕ

Определение позиции звуков в слове (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звука [ч]

Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в слогах со стечением согласных. Звуковой анализ слогов.

Автоматизация звука [ч]

Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [щ] и дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [ц] и дифференциация в слогах, словах, в предложениях.

Итоговое занятие

Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков.

Перспективное планирование

индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.

Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.

Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.

Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:

Подготовительный;

Этап вызывания звука;

Этап автоматизации звука;

Этап дифференциации звуков;

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.

Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).

Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.

I этап (подготовительный)

В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:

формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);

развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;

развитие чувства темпа и ритма;

знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков

развитие основных двигательных навыков;

подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап. Постановка звука (вызывание звука).

В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие силы и подвижности органов артикуляции;

вызывание (постановку) звука;

усвоение доступных ритмических моделей;

формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

развитие ВПФ (психологической базы речи).

III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:

закрепление навыка правильного звукопроизношения;

нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;

формирование фонологической компетенции;

расширение лексико - грамматической компетенции;

развитие связной речи;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза

IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.

На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

закрепление правильного произношения и различения звуков;

нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи

расширение лексико-грамматической компетенции;

развитие связной речи;

развитие основных двигательных навыков и координации;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

развитие навыков языкового анализа и синтеза;

развитие ВПФ (психологической базы речи);

V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.

Количество занятий так же индивидуально для каждого ребенка и основными направлениями коррекционно-развивающей работы на этом этапе являются:

формирование у ребенка стойких умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

развитие связной речи;

развитие ВПФ (психологической базы речи);

Планирование отражает в себе все основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.

Используемая литература:

Герасимова В. А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. - С.-Пб. 2002

Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ

Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» - Ростов-на-Дону, «Феникс», С-Пб., «Союз» 2004

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста - С-Пб., «Союз» 2004

Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. - С.Пб.,1997

Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет - М., «ГНОМ и Д» 2003

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение - М., «Гном-Пресс», 1999

Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Москва «Просвещение» 2008

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготовительный этап

Общее количество занятий:

ФН (дислалия)

дизартрия 8-14

1. Формирование психологической готовности к занятиям.

1. Установка на совместную с учителем-логопедом деятельность по устранению недостатков речи и регулярные занятия в кабинете.

1. Формирование понятий «Речь, «Звуки речи».

2. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

3. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха и мягкой голосовой атаки.

1. Беседа о том, что такое « речь», как она формируется, какие звуки являются звуками речи и как они произносятся (демонстрация плаката с изображением ротовой полости и др.).

2.Артикуляционная гимнастика. Обучение приемам выполнения упражнений общего комплекса (статические и динамические упражнения).

3.Дыхательная гимнастика (с тактильным контролем); игры: "Веселая вертушка", "Загони шарик в лунку", "Свисток"; Фиксированный выдох со звуками: х-х-х, ф-ф-ф.

4. « Пропевка» гласных звуков (со средней силой голоса) У - У, АУ - АУ, АИУ

5. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с резиночкой, бусами и др.

2. Развитие тактильного восприятия.

3.Развитие зрительно-моторной координации.

4. Развитие чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма хлопков).

1.Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).

2. Игра «Волшебный мешочек».

3.Обведение шаблонов, рисунков по пунктиру, штриховка и др.

4. Ритмические хлопки «Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты услышал», «1 11 111 1111», «Прослушай серию хлопков» . Подбор карточки к данному ритмическому рисунку. (с опорой на наглядность)

1. Дальнейшее знакомство с понятием «звук».

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух неречевых звуков.

3. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

1.Беседа с детьми / ребенком о том, какие звуки слышатся и производятся (речевые и неречевые), способах их формирования

2. Игра «Угадай какая коробочка сейчас звучала», «Найди пару звучащему коробку» «Отбери две одинаково звучащие коробочки»; «Отгадай, что звучит».

3. Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).

4. Пальчиковая гимнастика, игры с бусами.

1.Сообщение знаний о способах формирования звуков речи.

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух речевых звуков.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

5. Развитие зрительно-моторной координации.

1. Беседа о том, как формируются звуки речи; демонстрация плаката с изображением ротовой полости, прикладывание ладошки к горлу (тактильный контроль при вибрации голосовых складок).

2. Игра «Кто позвал?».

3. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс (статические и динамические упражнения)).

4. Игра "Веселая вертушка", "Выдох воздуха тремя толчками".

5. Обведение рисунков по контуру, штриховка.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

4. Подготовительный этап

2. Развитие чувства темпа, ритма.

3. Развитие координации движений.

1.Формирование у детей представлений о разнообразии речевых звуков.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

1. Беседа о разных по звучанию звуках и способах их формирования.

2. Артикуляционная гимнастика (общеразвивающий комплекс (статические и динамические упражнения)).

3."Осенний листопад», проговаривание слогов на продолжительном выдохе, дыхательные упражнения с движениями.

5;6. Рече-двигательные игры и упражнения.

1. Знакомство со звуком (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука).

5.Развитие внимания и зрительной. памяти.

1. Беседа о том, как формируется данный звук; показ артикуляционного уклада перед зеркалом, показ профиля данного звука, имитация положения языка кистью руки; прикладывание ладошки к горлу (тактильные ощущения вибрации голосовых складок). Знакомство с символом, обозначающим данный звук.

2.Артикуляционная гимнастика (разучивание комплекса специальных упражнений, направленных на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3. Дыхательная гимнастика; игра «Загони мяч в ворота»; «Осенний листопад».

5.Игры «Найди 10 отличий», «Чего не стало?».

(дислалия)

дизартрия

1. Развитие пальцевой моторики.

2. Развитие чувства ритма.

1. Закрепление знаний о звуке (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука, карточка- символ звука).

2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

1. Игра «Хлопни в ладоши, если я сказала правильно»

2. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3.Игры с бусами; шнуровка; игра «Золушка».

4.Ритмические хлопки без зрительного контроля. «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку по числу ударов»,

«Отхлопай ритм» (без опоры на наглядность) - изолированные удары, серия простых ударов.

2. Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение 1-го ударного гласного звука в слове

4. Формирование интонационной выразительности речи и логического ударения.

2. Подними нужную карточку (символ звука), когда услышишь звук.

3.Голосовые упражнения. Произнесение предложения с изменением силы голоса «Катя купила цветы» (тихо, громко, шепотом, спокойно; с различной интонацией (вопросительная (А УО?, АУ О?, АУО ?) повествовательная, восклицательная интонация.»;

4. Диалог с использованием различного смыслового интонирования (утвердительный ответ на поставленный вопрос).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготови-

тельный этап

Общее количество занятий:

(дислалия)

дизартрия

1. Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Развитие навыка различения правильно произносимых звуков на слух.

1. Анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи).

2. Игра «4-й лишний» (три слова начинаются на изучаемый звук, а одно- на другой).

3. Игра «Живые звуки».

4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения); «Дружная семья»; «Засолка капусты», «Пальчики здороваются», «Замок» и др.

1 Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Выделение звука из ряда слогов и слов.

3. Анализ обратного слога типа АП. Выделение последнего согласного из слов типа МАК.

4. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука).

2. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук..».

2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинается на изучаемый звук, а одно- на другой).

3. Игра «Живые звуки», «Отбери только те картинки, в названиях которых звук ___ слышится в конце слова».

4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения

1.Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа МАК.

2. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения) «Фокус»; «Подуй в пузырек».

3. «Отбери только те картинки, в названии которых изучаемый звук слышится в начале слова» «Подними карточку-символ гласного звука, который ты услышишь в середине слова».

4. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с « резиночкой », др.

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ прямого слога типа СУ.

4.Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3. Игра «Живые звуки». Составление звуковых схем.

4. Проговаривание серии слогов (из правильно произносимых звуков) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем-логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготови-

тельный этап

Общее количество занятий:

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

1.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ слов типа СУП.

2. Развитие слухового внимания и памяти на линейный ряд состоящий из 4-х, 5-ти, 6-ти элементов.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения).

3.Определение позиции изучаемого звука в слова. «Раздели картинки на две группы по месту звучания звука в слове», составление звуковых схем.

4. Проговаривание серии слогов в определенной последовательности (правильно произносимых), учитель-логопед называет предметы в определенной последовательности, а ребенок выкладывает их в заданной последовательности (по памяти).

(дислалия)

дизартрия - 8-15

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов типа ЗУБЫ.

2. Развитие мелкой моторики рук и зрительного внимания.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения).

3.Деление слов на части (слоги), составление звуко-слоговой схемы, подбор слов к звуковой или слоговой схеме.

4. Собирание бус (по карточке с определенным узором).

Проведение элементарного ручного массажа воротниковой и артикуляционной зон, пассивных артикуляционных упражнений для губ и языка.

Этап

Вызывание(постановка)

звука

Количество занятий:

(дислалия)

дизартрия

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование длительного фонационного выдоха.

2. Развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков.

3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Насос», «Фокус», «Листопад».

4.Пальчиковая гимнастика, обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, гимнастика и др.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3.Формирование длительного фонационного выдоха.

4. Развитие ВПФ.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Бабочка», «Фокус», «Листопад», «Загоним мяч в ворота».

4. Игры «Чего не стало?», «Найди ошибку художника» и т.д.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3.Формирование длительного фонационного выдоха

4. Развитие графо-моторных навыков

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры;

2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный)

3. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильной воздушной струи)

4. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка

1.Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

3. Вызывание звука

5. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильной воздушной струи).

3.Вызывание/ постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный способ).

5. Пальчиковая гимнастика пассивная /активная, статические упражнения, динамические упражнения, массаж кистей рук.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

4. Развитие ВПФ.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, пальчиковая гимнастика и др.

4. Игры «найди 10 отличий» «4-й лишний» и т.д.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

4. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Игра «Живые звуки»; составление звуковых схем к словам.

4. Проговаривание серии слогов (используются только правильно произносимые звуки) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем- логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Этап

Вызывание

(постановка)

звука

Количество занятий:

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

2. Развитие ВПФ и пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Деление слов на части (слоги) Составление звуковых схем, подбор слов к звуковой схеме.

4. Кубики Никитина («Собери кубики так, чтобы получ

(Дислалия)

ФФНР,

Дизартрия 5-8

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Составление звуко-слоговых схем, подбор слов к звуко-слоговой схеме.

4. Рече-двигательные игры и упражнения.

Этап

Автоматизация

звука

Количество занятий:

(дислалия)

ФФНР,

Дизартрия -16

1. Закрепление навыка правильного произношения звука изолированно в прямых слогах, словах.

2. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

1. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

2. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов.

1,3,4. Многократное произнесение поставленного звука (утрированно), звукоподражание, отраженное проговаривание слоговых рядов

(длительно, прерывисто, тихо, громко, шепотом, с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности), проговаривание слов (звук в начале слова).

2. Обведение рисунков по контуру, штриховка, повторение орнамента.

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, словах и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие внимания и зрительной памяти.

1, 3,4. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов и чистоговорок

(звук в начале слова), содержащих данные слоги, самостоятельное называние слов по картинке, игры «Доскажи словечко!», «Чего не стало?», «Что появилось?».

2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок в ритме марша).

1.Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, звуковых комплексах типа ГСГ, словах (звук в середине слова).

2. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

4. Развитие мелкой моторики.

1, 3.Отраженное проговаривание различных звукокомплексов, слов (звук в середине слова), чистоговорок; игра «Кого или что нарисовал художник?».

2. Игра «Добавь заданный слог в начало/конец слова и назови слово целиком» (игра с мячом).

4. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения),

Игра «Ежик» (прикрепление прищепок к шаблону «ежик» с проговариванием слогов, слов).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в обратных слогах, в словах и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти на линейный ряд.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1,3, 4 . Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов (звук в конце слова) и чистоговорок, содержащих данные слоги; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке, и называние предметов/картинок по памяти в определенной последовательности (одновременное предъявление 3,4,5-ти картинок) игры «Один-много» «Скажи ласково» (можно использовать мяч).

2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок, дирижируя).

5 1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах.

2. Усвоение доступных ритмических моделей слов.

3. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов.

4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

1,2, 3. Отраженное проговаривание слоговых рядов с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности, заданной логопедом); проговаривание слов со стечением согласных.

4.1 Обведение шаблона «Солнышко»;

4.2.Вырезание ножницами данного шаблона.

4.3; 1.игра «Солнечные лучики » (прикрепление прищепок к шаблону «Солнышко », сопровождающееся проговариванием слогов).

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового составаи чистоговорках,

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на линейный ряд.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

2. Проговаривание слов различного звуко-слогового состава, называемых учителем -логопедом в определенной последовательности.

3.Игры «Кто где живет?» «Кто чем работает?» «Из чего сделан предмет?» «Скажи наоборот», « Жадина» (мой, мое, моя, мои), отгадывание загадок; (можно использовать мяч).

2. Развитие фонологической стороны речи.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики

1. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, содержащих данные слоги, и чистоговорок; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке.

2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинаются на один звук, а 4-е на другой).

3. Игры «Кто как передвигается», «Кто как голос подает?» «Кто что умеет?».

4. Обведение рисунков по контуру, выкладывание различных фигур с помощью палочек или резинок, пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения.), «Повтори узор» на листе бумаги.

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

3. Расширение лексико-грамматической компетенции.

4.Развитие зрительно-пространственного восприятия.

2. Работа со звуковыми схемами.

3. «Прослушай слова и скажи, какое из них обозначает транспорт, (фрукт, обувь и т.д.)» «Что какие звуки издает?».

4. «Назови картинку, которая находится в левом верхнем

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава, чистоговорках, потешках.

2. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3 Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке.

2. Подобрать слово на заданный звук, слог; подобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук; игра «Добавь слог/звук и назови получившееся слово целиком».

3. Игры «Доскажи словечко», «Скажи, какой будет предмет/суп/сок и т.д…если он сделан/приготовлен из…».

1.Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах различного слогового состава, чистоговорках.

2.Развитие фонологической стороны речи.

3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1. Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке,

2. Называние только тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

определение позиции звука в данных словах.

3. Работа со звуковыми схемами (подбор слов с изучаемым звуком к звуковым схемам, составление звуковых схем). Игры: «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук»; разгадывание ребусов, шарад.

4. Игры «Доскажи словечко», «О чем мечтает Буратино».

2. Формирование лексико-грамматической компетенции.

4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

1.2. Заучивание и проговаривание скороговорок, чистоговорок и потешек.

2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение; работа с деформированной фразой; игра «Поправь меня».

3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в них.

4. «Назови картинку, которая находится справа от…, слева от …».

1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях.

2. Формирование навыков языкового анализа

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком.

1.2.Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок.

2. Выделение слова содержащего изучаемый звук из состава предложения, определение позиции данного слова в предложении, составление звуко-слоговой схемы данного слова.

3. Игра «закончи предложение», «исправь предложение» «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д.

1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие навыков связной речи.

1. Проговаривание скороговорок, стихов, на изучаемый звук.

2. Рече-двигательные игры и упражнения, лого-ритмические упражнения.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок.

1. Проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком

2. Составление рассказа по опорным словам или с творческим концом.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Этап

Автоматизация звука Количество занятий

1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах, связной речи.

2 Развитие навыков языкового анализа

1. Развитие навыков связной речи.

2. Развитие внимания, мышления.

1. Проговаривание скороговорок, стихов с изучаемым звуком

3. «Вспомни все слова со звуком__, которые ты услышал в рассказе»; работа по составлению звуко-слоговыми схемами.

4. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением).

(дислалия) 10

ФФНР,

дизартрия 16

1.Расширение фонетико-фонологической компетенции

2. Развитие навыков связной речи

1. Развитие словесно-логического мышления.

1. Заучивание и проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком.

1.2. Составление звуковых схем слов, используемых в данных играх.

2.Составление описательного рассказа (с использованием схем и символов)

3. Игра «Объясни словечко», «4-й лишний» (с объяснением).

Этап

Дифференциация звуков

Количество занятий:

(дислалия)

ФФНР,

дизартрия 14

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах.

1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

2. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Доскажи словечко», «4-й лишний».

2. Игра «Раздели картинки на две группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова).

3. Игра «Добавь нужный звук в начало / конец слова и назови слово целиком» Составление звуковых схем.

4, 5.«Скажи где находится картинка (относительно другой/других между, под и т.д.…».

2. Развитие фонологической компетенции.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1;4.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); называние картинок, Игры «Скажи наоборот» (слоги), «О чем мечтает Буратино».

2. «Раздели картинки на три/четыре) группы» (с проговариванием слов) (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отсутствие изучаемых звуков в слове).

3. «Добавь нужный звук/слог в начало/конец слова и назови слово целиком» «Составь звуко-слоговую схему получившегося слова»).

«Подбери к звуко-слоговой схеме предметную картинку».

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах.

3. Развитие навыка определения ритмических моделей слов.

4.Расширение лексико-грамматической компетеции.

1,4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «4-й лишний» (3 слова с одним зв., а 4-е со 2-м изучаемым звуком

2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуко-слоговыми схемами.

3. Определение ритмического рисунка слов: ва та-та та.

4. «Раздели картинки на две (три/четыре) группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отутствие изучаемых звуков в слове);игра «Прятки (За кем / за чем спрятался гномик?)»

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, чистоговорках.

2. Развитие навыков звукового/слогового анализа и синтеза.

3. Развитие зрительного внимания, памяти.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1, 4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Чему, кому обрадовался Петя»; разучивание чистоговорок.

2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуковыми схемами.

3. Рассмотри картинку (сюжетная картина) найди на ней и назови только те предметы, в названии которых есть звук…/оба звука. «Назови все эти слова по памяти, не глядя на картинку».

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

5 1. Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях и чистоговорках.

2.Расширение лексико-грамматической компетенции.

3. Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении..

1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками.

2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение, работа с деформированной фразой.

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах и предложениях.

2. Расширение лексико-грамматической компетенции.

3.Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении.

1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками

1.2. Разучивание скороговорок.

2. Игра «закончи предложение», «исправь предложение», «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д.

3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в нем.

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях, чистоговорках и скороговорках.

2.Развитие навыков языкового анализа.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции

4. Развитие мелкой моторики рук.

1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, скороговорок и чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками

2. Выделение слов содержащих изучаемые звуки из состава предложения, определение позиции данных слов в предложении, составить звуковую схему одного из слов.

3. Составление предложений по опорным словам.

4. Пальчиковая гимнастика, игра «Золушка».

2. Развитие навыков связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие внимания и зрительной памяти.

1. Заучивание стихов, и проговаривание скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3. 4. Игра «5-й лишний» (с объяснением), (на картинке 5 предметов; ребенок должен их запомнить, назвать, выделить лишний и объяснить, почему он лишний).

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие связной речи

1. Проговаривание стихов и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками

2. « Составь слово из первых звуков следующих слов…….».

3. Игра «Объясни словечко» (с объяснением).

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие навыков связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие слуховой памяти и внимания.

2. Придумывание рассказа по опорным словам.

3. Игра «4-й / 5-й лишний» (с объяснением), (ребенок, прослушав 4-5 слов должен их запомнить, назвать в определенной последовательности, выделить лишний и объяснить, почему он лишний).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

3. Развитие словесно-логического мышления, внимания.

4. Развитие навыков связной речи.

5. Развитие графо-моторных навыков.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2;5.Соедини все точки линией и назови предмет, который получился; составь звуко-слоговую схему к этому слову.

3. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением).

4.Творческая концовка рассказа.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие словесно - логического мышления.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Работа с деформированным текстом.

3. Игра «Объясни пословицу / поговорку».

4. «Обведи по контуру и заштрихуй»; «Повтори орнамент».

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие памяти на линейный ряд.

4. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Пересказ небольшого рассказа.

3, 4. Повтори 2-е предложение из прослушанного рассказа; назови 2-е слово из этого предложения и составь к нему звуковую схему.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие графо-моторных навыков.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Составление описательного рассказа.

3. Игра «Объясни словечко».

4. Графический диктант.

V этап

Формирование коммуникативной компетенции

Количество занятий

индивидуально для каждого ребенка

1.Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

2. Развитие связной речи.

1, 2. Беседа на заданную тему; составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок; составление описательных рассказов, рассказа по опорным словам, творческая концовка рассказа, пересказ небольших рассказов, инсценировки сказок.

Игра «Объясни словечко» «4-й лишний»

(с объяснением) и т.д.